Site Logo
.

Теория и практика
 Великие и BDSM
Автор: satanus  
Дата: 2005-01-24 21:59:24
Просматривая давнишние топики, я наткнулся на топик: «Шекспир не в теме», решил развить его. Может, это даст возможность кому-то не чувствовать себя таким уж изгоем общества. Постараюсь быть очень кратким, чтобы не утомлять уважаемую публику… но, кому не интересно, могут не читать…

Начнем с Пушкина. Интересен отрывок:

«За нею по наклону гор
Я шел дорогой неизвестной,
И примечал мой робкий взор
Следы ноги ее прелестной,
Зачем не смел ее следов
Коснуться жаркими устами…»

В своей замечательной книге Александр Лукьянов «Александр Пушкин в любви» выявляет слабую, едва заметную, наклонность поэта к теме, говоря, что жену Пушкин выбирает самую красивую, причем довольно прохладную к нему, обрекая себя заведомо на мучения, прямо как мазохист. В отношениях же с любимыми женщинами, прежде чем вступить в интимную связь, он всячески унижает их, обнаруживая садистские наклонности. Но, конечно же, все это нельзя назвать явными проявлениями СМ. Но, тем не менее, известный современный мыслитель Рене Жирара в книге «Священное и насилие» пишет: «В каком-то смысле нет ничего более банального, чем первичность насилия в желании. Когда нам удается ее наблюдать, мы говорим о садизме, мазохизме и т. д. Мы усматриваем в ней патологический феномен, отклонение от чуждой насилию нормы, мы полагаем, что существует нормальное и естественное желание, то желание без насилия, от которого большинство людей никуда не отклоняется. Но если жертвенный кризис — феномен универсальный, то можно утверждать, что эти взгляды неверны. В моменты пароксизма этого кризиса насилие является одновременно инструментом, объектом, и универсальным субъектом всех желаний».
Вообще говоря, во время полового акта мужчина ничего не любит так, как доминирование над женщиной. Что он мыслит и говорит в момент совокупления? Обладая ею (без всякого садомазохизма), он уже тем неявно унижает ее. Мужчина – покоритель, завоеватель, возобладавший над самкой. Ее подчиненным положением он получает признание состоятельности себя как мужчины. Оставим в стороне все те возвышенные эмоции и переживания, связанные с любовью, а посмотрим просто на половой акт, который является ядром, то, к чему, в конечном счете, стремятся любовные отношения. И здесь нам не избавиться от отношений доминирования и подчинения. Или мужчина так убог, что получает удовольствие от механического трения? Или все же больше – от сознания обладания женщиной? Известно, что насильник (как предельный случай) получает удовольствие именно от этого. Равно верно, когда мужчина находиться внизу, а девушка наверху; здесь она обладает и доминирует, а он, представляющий силу, – покоренный, подчиненный и зависимый находится под ней; здесь она контролирует процесс и ощущает себя возвышенной. Таким образом, садомазохизм есть обыденность, возведенная в крайность.
Мазохизм не есть порождение последних веков. Еще в древнем Риме можно найти множество примеров проявления мазохизма. Например, при дворе императора Клавдия был некий Луций Вителлий, который однажды выпросил дозволения в качестве великой милости разуть Мессалину, и спрятал ее сандалию к себе в тунику, чтобы потом покрывать ее поцелуями (Приятно быть рабом первой шлюхи?) Впоследствии он стал отцом будущего императора и командовал легионами.
В мифах древней Греции существует сюжет, где Геракл в качестве наказания находится под властью лидийской царицы Омфалы, которая заставила его нарядиться в пурпурные женские хламиды, взяла его дубину, оделась в его звериную шкуру, а самого героя посадила за прялку вместе со своими служанками и, чтобы он слушался, била его своей золотой туфлей.
Интересен также культ, который был посвященный в Спарте богине Артемиде, любящей человеческую кровь и мучения; древние приносили к ней на алтарь человеческие жертвы. На ее алтаре ивовыми прутьями секли молодых спартанских юношей. В тот момент, когда на спинах их выступали кровавые рубцы, вожделенная кровью жрица, с воодушевлением наблюдавшая за истязанием, держала статуэтку богини в руках и наклоном указывала о необходимости усилить пытку, — чтоб страдания стали невыносимей и нестерпимей. Юноши должны были лежать без единого звука. Иногда бедняг запарывали до смерти.
Поехали дальше… Лермонтов, вот уж демоническая личность, вся его поэзия отмечена мрачным настроением. Почему Лермонтов так щепетилен к вопросам чести, благородства (превыше офицерской) почему он постоянно говорит о темной тайне души его героев? Недавно перечитал его. Удивительно, во многих произведениях дух садизма налицо. Вот как рассуждает один из моих любимых героев, в чем-то похожий на самого поэта, Печорин («Герой нашего времени»), это, так сказать, момент истины, его откровение: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет! Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие – подчинить моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха – не есть ли первый признак и величайшее торжество власти? Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на это никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости? А что такое счастие? Насыщенная гордость. Если б я почитал себя лучше, могущественнее всех на свете, я был бы счастлив; если б все меня любили, я в себе бы нашел бесконечный источник любви. Зло порождает зло; первое страдание дает понятие о удовольствии мучить другого; идея зла не может войти в голову человека без того, чтоб он не захотел приложить ее к действительности…»
А вот стихотворение титана Гете, заметьте, это еще до Мазоха (нашел по его ссылке):

«Она смеется: «Вот удивил!»
Скажите, откуда такая удаль?
Свиреп, как медведь, а привязчив, как пудель!
Космат, безобразен... А все таки мил!
И ножкой, ножкой — ну, что за натура! —
Гладит мохнатую спину мою.
Как восхитительно чешется шкура!
Медведю кажется: он — в раю.
Целую ей туфлю, жую подметку,
Благопристойность медвежью храня.
К коленям ее припадаю кротко —
Не часто дождешься такого дня!
Она то погладит, то шлепнет меня,
Но я в блаженстве, как новорожденный,
Реву, улыбкой ее награжденный...
Вдруг милая хлыстиком взмахнет:
А ну, будь пай — мальчиком!
Дай лапу! Отвесь поклон,
Как подобает благовоспитанному кавалеру.
...Право же! Нет ничего нелепей!
Снятый с цепи, я прикован цепью
К той, от которой с ума схожу.
Плетусь за ней следом, от страха дрожу.
По доброй воле живу в неволе,
Но что ей до муки моей, до боли!?.»

Да, не зря его современники упрекали в сервелизме, это прямо притча во языцех.

Далее вспомним Ницше. Смею утверждать, что его философия власти является как результат смещения ценностей в результате наличия садомазохистских инстинктов (с юности он был близок мне своим духом, когда я вообще еще ничего не понимал); его принципы выступают как предтече современного сатанизма, где находит свое прибежище садомазохизм. Бесспорно влияние Ницше на нацистскую идеологию, где и Фромм отмечает, что именно нацизм находил отклик среди людей с см-наклонностями. Я нисколько не оправдываю идеологию нацизма, считая ее также далекой от истины, как и идеологию коммунизма, но факт есть факт; революции привлекают людей с см-наклонностями. А вот цитата из сочинения «Роковая женщина Лу Андрес-Саломе»: «Роковая женщина идет навстречу мазохистскому желанию, желанию включить смерть в проект отношений с женщиной. Здесь вспоминается знаменитая фотография, снятая в Люцерне: философы Ницше и Рэ запряжены в двуколку, а Лу сидит в ней с кнутом. В "Опыте дружбы" Саломе пишет, что идея композиции и выбор фотографа принадлежали Ницше. Однако ведь выбор этот сделан именно в рамках отношений между ним, его другом и Лу. Сама Лу Саломе, научившаяся у Фрейда психоанализу, трактовала Ницше как садо-мазохиста». Поразительно! Но еще поразительнее момент помешательства философа: «В Турине Ницше стал свидетелем картины, повергшей его в ужас: возница хлыстом бил лошадь. Ницше бросился к животному, чтобы обнять его за шею, утешить, после чего в слезах упал без чувств, разум его помрачился». Момент истины, трогательный до глубины души…
Интересно, что между основными воззрениями Ницше и Сада можно провести параллели, даже просто построить взаимоодназначное соответствие, и найти точки разворота с взглядами Жан-Жака Руссо. Так духовным ядром французской революции (якобинского движения) с идеями равенства, братства, свободы и справедливости является Руссо (мазохист, флагеллянт, читайте его «Исповедь») – просветитель, оказавший существенное влияние на учение Канта о нравственности; духовным же ядром нацизма с идеями сверхчеловека и права силы является Ницше (садомазохист). В этом отношении символичной является передача Гитлером собрания сочинений Ницше, в позолоченном переплете, в качестве подарка, Муссолини. А вот как характеризует Гитлера Найджел Которн: «Трудно сохранить уважение к человеку, который любил голым распластаться на полу и получать пинки от женщин, который корчился в оргазме, когда на него мочились и испражнялись. Несколько его любовниц покончили с собой — до такой степени омерзительна была им его извращенность...» Вот слова Е. Парнова из книги «Эрос и Танатос»: «К женщинам из общества, как правило, богатым и в возрасте, он испытывал известную тягу, но не вступал с ними в связь. Принимал подарки и пожертвования для партии, целовал ручки, как это было принято в Австрии. Примерно так складывались его отношения с Хелен Бехштейн, более чем состоятельной вдовой фабриканта роялей. Фюрера иногда застигали стоящим перед ней на коленях. Уткнувшись носом в ее живот, он то всхлипывал, то бормотал ласковые слова, а она растроганно шептала: «Мой волчонок, волчонок» и успокоительно гладила по голове». А вот слова киноактрисы Рене Мюллер: «Я была уверена, что он хочет со мной переспать. Мы оба уже были раздеты и вроде как собирались лечь, когда он вдруг повалился на пол и стал умолять, чтобы я его ударила. Я не решалась, но он все просил, униженно ползая на коленях. Ситуация стала совершенно невыносимой, и я ударила его. Он странно возбудился и, что-то бормоча, попросил ударить еще...»
Также в этом отношении примечательна личность японского писателя Юкио Миссима, также почитающего Ницше и Гитлера, названного современниками «символом превосходства японского духа». Читайте его «Золотой храм», «Дневник маньяка-убийцы, жившего в средние века», особенно – «Исповедь маски».
О Достоевском и говорить нечего, почти все его сочинения пронизаны темой.
Также среди ярких сказочных героев, относящимся к теме, можно назвать Арлекина и Пьеро. А к плеяде известных людей я бы добавил чудесного сказочника, Ганса Христиана Андерсена, по всей вероятности, обладающего мазохистскими наклонностями. Конечно, этого нельзя утверждать достоверно, но герои его сказок говорят сами за себя. Вот выдержки, характеризующие Г. Х. Андерсена, из книги Евгения Гольцмана «Странные знаменитости»: «Подростком он никак не мог расстаться с куклами, шил для них платья. Он любил женское рукоделие. В нем было много женского, и говорил он девичьем голосом. Андерсен отличался повышенной возбудимостью, истеричностью. У него были галлюцинации. Психиатры считали его гомосексуалистом. Некоторые специалисты, правда, это отрицали и объясняли странности поведения сексуальной робостью и склонностью к онанизму». Яркими представителями его сказок являются Русалочка, Кай, Снежная Королева, причем в переработке Шварца образ Снежной Королевы, как властной госпожи, и образ непослушного мальчишки Кая еще более ярко подчеркнуты. Не знаю, но эта сказка с детства была одной из моих самых любимых. По ночам я мечтал о Снежной Королеве, причем, совершенно бессознательно тянулся к ней. В этой сказке представлены, так сказать, характерные архетипы. Также можно провести четкую параллель между этой сказкой и рассказом Мазоха «Утоление мертвым неведомо». Оба героя находятся под действие дьявольских чар: у Кая восприятие искривляет осколок дьявольского зеркала, Манвед находится под действием мазохистского влечения. Главных героев - детей пропасти - объединяет желание вдохнуть огонь жизни в холодную женщину и обрести ее покровительство. Интересно, что однажды в новостях, говоря о «стоггольмском синдроме» (чистой воды мазохизм), один журналист, видимо, даже не сознавая всей глубинной архаической связи, сравнил это явление с сюжетом сказки «Снежная Королева». Вот так в жизни все не просто, все взаимосвязано. Подводя итог, скажу, что садомазохизм – это мощный инстинктивный инструмент, генератор маниакальной (чрезмерной) страсти, которая может служить разным целям, в идеале – общечеловеческим.

Большая просьба: если у кого-то есть какие-то материалы, факты подобного рода, не стесняйтесь, присылайте мне…
 RE: Великие и BDSM
Автор: ombra  
Дата: 2005-01-25 00:00:57
Большой трактат у Вас получился:-)
Думаю, с Пушкиным вряд ли. Мучения у него были "чистА творческие". Потому что "сытые и довольные" гении редко создадут что-то вечное. Этак всех творческих личностей можно отнести к пси-мазам:-)
Мисима, по-моему, просто был геем. Там своя Тема. Надо перечитать маску, а то в голове кроме его страсти к своему полу, ничего эдакого не отложилось...
Что касается Андерсена, то по-моему, он умер девственником. Так что фантазии у него могли быть какие угодно...
Если интересуетесь биографиями, поищите Эдогаву Рампо (псевдоним),тоже японец. У него в рассказах мелькает кое что. Мало ли..:-)
 RE: Великие и BDSM
Автор: Magrib  
Дата: 2005-01-25 18:43:50
Прочитал до конца.
 RE: Великие и BDSM
Автор: Mistik  
Дата: 2005-01-26 01:13:02
Теперь я понял, почему мне так нравится стрелять....усыплять и мучить.....резать, а также плевать в морду лица....
 RE: Великие и BDSM
Автор: Youlia  
Дата: 2005-01-26 01:18:22
<<Прочитал до конца.>>

*завидует*
 RE: Великие и BDSM
Автор: Tris  
Дата: 2005-01-26 01:26:21
Мистик - "Вы счастливчик.. А мне приходится жить с этим"(с)
 RE: Великие и BDSM
Автор: Mistik  
Дата: 2005-01-26 01:28:22
Трис, крепитесь...) ..что нас не убивает и тд....
 RE: Великие и BDSM
Автор: Orzi  
Дата: 2005-01-27 20:31:32
Я люблю читать фэнтези, и не в последнюю очередь потому, что там часто встречаются явно Тематические эпизоды. А когда у одного и того же автора постоянно на них натыкаешься, невольно рождается мысль - не иначе, наш человек :)
Хоть и пишут эти литераторы о "всяких ужасах" обычно со старательным негодованием, но само навязчивое обращение к такому материалу всё же о чём-то говорит...
На всяческих литературных форумах, где нравится бродить, даже обсуждения соответствующие возникают, наподобие, например, такого: "садо-мазохистские мотивы у Терри Гудкайнда" и т.д. :)
Правда, писателей-фэнтезистов далеко не каждый сочтёт "великими", но тем не менее...
 RE: Великие и BDSM
Автор: жара  
Дата: 2005-02-17 19:04:54
А что можно почитать робкой начинающей?
 RE: Великие и BDSM
Автор: satanus  
Дата: 2005-02-18 16:52:26

А что Вы хотите узнать?..
 RE: Великие и BDSM
Автор: lonly  
Дата: 2005-02-19 21:14:59
до конца не почитал. но где то слышал, что гении порочны...)
 RE: Великие и BDSM
Автор: ombra  
Дата: 2005-02-19 23:05:10
Мне кажется, гении редко бывают счастливыми просто:-)
Отсюда и их поиски и пороки..
 RE: Великие и BDSM
Автор: satanus  
Дата: 2005-03-18 20:38:48

Кому интересно, читайте "Ускок" Жорж Санд (Ну и другие ее (его) романы...)

"Дикое величие Наам..."
 RE: Великие и BDSM
Автор: satanus  
Дата: 2005-03-22 18:38:33
Нашел в инете в одной статье: «Весьма красноречив и показателен список великих людей, о которых достоверно известно, что они были садомазохистами: философы Гольбах и Руссо, Ницше, поэты Верлен и Рембо, писатели Сен-Сир, маркиз де Сад, Достоевский, Ретиф де ла Бретон, Альфред де Мюссе, мадам Жанлис, Жорж Санд, Клейст, Нордау, Рейнхардт, Захер-Мазох, Пшибышевский, Генрих Сенкевич, певица Шредер-Девриен и многие другие…».

Я бы к этому списку добавил французского поэта Лотреамона, садиста, - читайте «песни Мальдарора». А также знакомого мне с детства Генри Хагграрда. Каковы названия его произведений? «Ледяной ад», «Ледяные боги», «Перстень царицы Савской», «Хозяйка Блосхолма», «Владычица Зари», «Луна Израиля», «Мечта Мира», «Клеопатра (Суд Гармахиса)» - енто мое самое любимое.

Прочитал Эдогаву Рампо «Демоны Луны», где он явно признается в своих садомазохистских наклонностях. Чего только стоит название его книги «Демоны Луны»…, содержащей следующие вещи: «Волшебные чары Луны», «Ад зеркал», «Красная комната», «Игры оборотней», «Дьявол», «Чудовище во мраке», «Плод граната» - характерное помешательство на черно-красном…